Полуостров Рыбачий.

Август 2015

СПб Центр РРБ

 

Часть 1.

 

Все записи с цифрами, паролями и явками оставил на даче, но страшному (т.е. старшему)) инструктору обещал написать, а скоро начало нового учебного года РРБ… придется писать по памяти, без цифирь и отягчающих подробностей.

Итак, серое питерское небо, 3 августа, утро. Сбор экипажей у мега/мега на выезде из Питера, у начала Мурманки.

Стремительный наскок на прилавки меги, под профессиональным руководством Давида, нашего шеф-повара, по совместительству завхоза, по совместительству штурмана «флагманского» УАЗа-Патриота.

За какой-то час набрали ЧЕТЫРЕ огромных корзины продуктов. Что удивило - в основном свежие продукты, никаких тушенок, быстросупов или ролтонов.

Борин «Тэ-пятый» возмущенно крякнул и присел, когда его казавшийся необъятным грузовой отсек за минуту был забит полностью.

И вот под днищем авто зашуршал асфальт, а навигатор начал отсчитывать наши первые километры в сторону Севера…

На выезде из Ленобласти поразил снег на обочинах – прошел обильный град. А примета выезда под дождем  посулила хорошую дорогу.

Часам к двум дня – заправка и перекус на территории придорожной кафэшки, с любовью оформленной под русскую старину, по соседству с загончиком с курами, гусями и даже козой.

Ели домашнюю стряпню, нахваливая заботливую маму Захара.

Снова дорога, дорога, дорога… 110 км/ч – крейсерская, добро пожаловать в Карелию, так незаметно и пролетел первый день пути.

К вечеру солнышко, прошли Медвежьегорск, там совсем чуть-чуть, км 20 и направо по лесной дороге вдоль озера. Прекрасная стоянка нашлась довольно быстро.

Коля (в миру, а так отец Николай) впервые проявил свои таланты грибника, зайдя в лес и тут же (спустя секунд 20) появившись с охапкой грибов. Палатки, костер, вода, и вот через какие-то минут 30 лагерь разбит, костер весело трещит, а у огня над огромным казаном колдует Давид.

Серега с дочуркой закинули удочки, однако рыба не подавала признаков жизни. Пока разбивался лагерь, в округе набрали немало подосиновиков.

Боря порадовал своей работой с двумя шашками, Серега, вернувшись с озера, подключился.

Ужин поразил обилием, изобилием, разнообразием и вкуснотой.

Подробно описывать не буду, однако минимум две горячие перемены, пару холодных, и чай с плюшками…  В конце похода Давид по секрету признался, что готовить походные блюда он не умеет, а умеет только … ресторанные. Это многое объясняет! В т.ч. и катастрофический набор веса всеми без исключения участниками похода.

Кстати, доченьки (Борина Ксения и Серегина Настенька) мужественно с первого и по последний день похода взяли на себя хлопоты с посудой, с уютом, а также с всеобъемлющей помощью шеф- повару.

Темнеет в Карелии позже, в сумерках забрались в палатки. Спальник, подушка… и уже во сне понеслась бесконечная дорога.

Утро 4 августа. Солнышко, тепло в палатке, тепло на улице и тепло на душе. Гимнастический комплекс РРБ, гимнастический комплекс Германа, все это под треск костра, кипящий чайник и шашечный танец Бориса.

Поехали!

Чуть напряглись на перегоне Медвежегорск – Лоухи. Там на 300 км ни одной заправки – УАЗик чуть не обсох. Выручал Высоцкий: «Вперед 500, назад 500». На будущее завхоз Давид на любой заправке просто заправлял все до полного. Перекус в Лоухи. Природа меняется – за ходовой день пересекли два грозовых фронта, появились скалы, деревья убавили в росте. Днем пересекли полярный круг. У стэллы фотосессия.

Мурманская область впечатлила Хибинами, озером Имандра, скалами и лесотундрой, плавно сменившей карельские леса и болота.

Под вечер заехали в Кандалакшу, свернули к заливу, там крутой серпантинный спуск – и мы на побережье Белого моря.

Пожалуй это была единственная стоянка, где нас донимали комары и мошки – да и то, в основном вечером.

Привычные лагерные хлопоты, привычно изобильный вкуснейший ужин, привычная дорога во сне.

А утром все сверкает от солнца. Крик чаек, стремительно теплеет, отлив.

Боря привычно крутится на косе с шашками, гимнастика РРБ, гимнастика Германа. Серега встал с восходом, сбегал на противоположную сторону залива, пофотографировал. Первое купание! В воду заходят три богатыря - Боря, Сергей, Давид. И стремительно выпрыгивают из нее! Остальные рукоплещут.

Сборы, погрузка, вперед (а точнее вверх по серпантину). УАЗик в первый (и в последний) за поход раз взял ТЭшку на буксир, вытянули!

В Кандалакше заход по магазинам за недостающим (батарейки, снасти, и конечно жизненно необходимое - мороженое и бананы).

В путь! Сегодня 5 августа, по плану в Мурманске воссоединение с Антоном и его женой Марией. Ребята выехали на неделю раньше, путешествовали по Карелии, Заполярью, а на Рыбачий – вместе.

На подъезде к Мурманску нахлынули воспоминания – служба, молодой лейтенант и его молодая жена. Задумался, сколько лет прошло и решил, что лучше считать, что все еще впереди.

Давид искренне радовался погоде, тундре, дороге и вообще жизни. Штурман постоянно был при деле – снимал показания навигатора, вел интенсивные рацио- переговоры с экипажем ТЭшки, производил фотосъемку с регистратора, с энтузиазмом осваивал все новые девайсы. А особенно трогательно было, когда наш шэф-повар начинал бормотать под нос, прикидывать, чем нас удивить на ближайшей кормежке. «Курочку потушить, овощи почистить, кашу с молочком, яички отварить…»

В дальнейшем в особенно напряженные моменты дороги специально просили: «Давид, прикинь, что сегодня на обед/ужин». Успокаивало!

Вместо запланированных двух часов в четыре состоялась ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ! Сразу за мостом через Кольский залив, на АЗС наш состав увеличился на Антона, Машу и практически новый (но уже ставший любимым хозяевами) синий УАЗ Патриот.

Заправка всех емкостей, канистр, баков. Все! Следующая заправка здесь же, только уже на обратном пути.

Дальше 200 км по петляющей вверх/вниз/право/лево дороге среди сопок. По обочинам все чаще памятники, могилы, обелиски. Не доезжая р. Западная Лица остановка у обелиска. Да, земля здесь кровью полита!

Вот и Титовка – погранзона. Проверка паспортов – проезд за шлагбаум, и съезд с трассы (дальше по трассе – Печега – Заполярный – Никель – Киркенесс (Норвегия). Повернули направо. Асфальт кончился! Торжественный подъем флага на гигантскую антенну Патриота (от бортовой радиостанции), краткая, но проникновенная речь. Флаг Санкт-петербургского Центра РРБ поднят! Потихоньку двигаемся вдоль реки Титовка по разбитому большаку в сторону Северного Ледовитого океана. Навстречу проезжают пропыленные джипы. Регионы 77, 78, 51, 10, 36, 29  -  велика страна родная! И все здороваются. Скорость невелика – дорога хорошо если позволяет ползти на второй передаче, а так все первая, так что именно здороваются, машут руками, бибикают, улыбаются. Справа внизу Титовка становится все шире и мощней. Спустя часа два пошел набор высоты – началась дорога на перевал – хребет Муста-Тунтури. Военные памятники, могилы и обелиски встречаются все чаще. А местность начинает походить на какую-нибудь другую планету - сопки, горы, перевалы, камни, покрытые мхом и лишайниками. К перевалу название «дорога» становится все более условным. Скорее это выбитая годами в камнях ложбина, где порой с трудом могут разъехаться встречные. Первым идет флагман, за ним «братишка – Патриот», ТЭшка мужественно карабкается следом. Порой наша колонна растягивается на 1 – 1,5 км, но флаг виден издалека, даже когда не видно самой машины.

Вот и перевал. Краткая остановка, фото, виды такие, что поневоле настраиваешься на серьезный лад. Выражение «суровый край» - здесь именно так.

Плавный спуск – и вот мы на полуострове Средний. Еще час – и дорога плавно опускает нас прямо к побережью Мотовского залива. Время - около 22 ч., помогают белые ночи. Встаем прямо на побережье. Под ногами пружинят заросли вороники – прекрасный ковер – с радостью попробовал нижнюю акробатику.

Лагерь разбит, Давид колдует над костром, Серега с Борей танцуют с шашками под песни Кубанских казаков, я кручу палку.

Подъезжает УАЗик - буханка. С делегацией. Капитан полиции, егерь, сотрудники заповедника. Проверка. Непонятно, у Рыбачьего и Среднего после получения статуса национального парка два года переходный период – чего проверять? Конечно народ подметил и шашки, и флаг, оценил трезвое состояние коллектива – вежливо и почти доброжелательно распрощались.

Белая ночь, просторы, небо чистое от горизонта до горизонта – ребята, а ведь мы на краю земли-матушки!

На этой радостной ноте и прошло единственное нарушение режима коньяком с карельским бальзамом.

Трое бойцов да православный батюшка приняли на грудь да во славу мест северных сияющих, да во славу коллектива спаянного, да во славу море-океана. Славили ночь и наступившее утро. ДОБРАЛИСЬ!

А коллектив радовался природе, теплу, свету, взошедшему ночью солнышку, да ловил леммингов – очаровательных любопытных северных хомячков, так и шнырявших вокруг.

Праздничный ужин поспел примерно к завтраку.

6 августа. Утро наступило днем. А день продолжал удивлять уникальной северной погодой – жарой и солнцем!

Выезд на большак – вперед на Рыбачий!

После съезда с шоссе в Титовке дорога считается не километрами, а условными часами. Условными – потому что при плохой погоде час может длиться и два часа… 12 км по навигатору шли часа три – хороший результат. И вот по узкой перемычке между Мотовским заливом и Баренцевым морем въезжаем на Рыбачий. Первая остановка – в «столице» - сразу за перешейком поселок «Большой Бережок».

В 1978 году здесь кипела жизнь – казармы, дом отдыха, две пятиэтажки (в каждой квартире – печь, топится углем, на первом этаже одной из пятиэтажек детский садик). Ниже, к заливу – ремонтные цеха, пакгаузы, угольная гавань… Сейчас на нас слепо щурятся пустые коробки домов, в домах бетонная стылость, тишина. Печально! И какая великая у нас страна была! Утешаю себя  - И БУДЕТ!

В окрестностях поселка чистейшая речка - набрали воды и в путь вдоль побережья.

Спустя три-четыре километра, миновав местную базу джиперов и квадроциклов, встали на берегу лагерем. Встали стационарно, т.к. приняли решение бедную ТЭшку больше по Рыбачьему не гонять, а дальнейшие поездки будем совершать на двух УАЗиках. В тесноте да не в обиде!

Вечерняя разминка, любование тундрой, объедание морошкой, гастрономическая феерия, сон.

7 августа.

Заполярье впервые мягко (на пол дня) показало свой нрав – с утра прохладно, моросит, низкая облачность.

Не откладывая в долгий ящик (утренние процедуры, разминка, завтрак) выдвигаемся двумя машинами на мыс Эйна. В пути пошли хваленые броды. Штурман Давид заранее одет в болотные сапоги. При подъезде Давид промеряет глубину, показывает, куда ехать. УАЗики ведут себя великолепно – машины просто рождены для таких дорог!

Спустя пару часов цель достигнута, принимаем решение возвращаться в лагерь объездной дорогой, вдоль побережья. Места поражают красотой – слева обрыв метров 5 – там Мотовский залив, справа метров сто ровным столом тундра, а дольше тянется 20-метровая скальная стенка.

Останавливаемся у створного знака, разбредаемся на прогулку.

Подосиновики нахально стайками бросаются под ноги. Крики чаек. Моросит.

Продолжаем путь. Дорога ухудшается обилием камней и перевалов, облачность понижается, и вот мы едем в густом, вязком, сыром облаке. Видимость метров 5, к лучшему, а то подосиновики просто не дают ехать!

Возврат в базовый лагерь. Родные палатки! ТЭшка! Мангал! Неспешная уютная походная жизнь, которой не помеха ни морось, ни бодрящий ветерок. Под вечер впервые опробовали Серегину лодку. Рыбаки, покачиваясь на неспешной волне Мотовского залива – Баренцева моря – Северного Ледовитого океана, сквозь низкую облачность и морось смотрелись фантасмагорично.

Вернулись спустя два часа, продрогшие, довольные, но без рыбы.

И к лучшему, кухня Давида опять на время вытолкнула из действительности.

Пока рыбаки позировали на море, мы с Антоном сходили к видимым на гребне ближайшей складки развалинам. Вблизи это оказалась заброшенная оленеводческая ферма. Теперь стала понятна природа найденных Ксюшей накануне неподалеку в изобилии оленьих костей.

Привычное запустение, неуют и призрачные воспоминания – кабина ГАЗ-51-го,  кривокосо залитая бетоном прямо на землю площадка, покосившиеся пустые избы  - а ведь не так давно здесь паслись олешки, работали люди, шла доставка с Большой земли.

Вечером сильно бабахнуло – земля подпрыгнула, похоже ракетный залп.

Вечерний совместный поход на ручей за водой запомнился хоровым пением. А как хорошо поются хором русские народные песни! Молодец Серега – наш запевала хранит в памяти столько слов, а мы уж на подпевках…

8 августа.

Супер! Опять солнце!

В заливе на грани видимости военный корабль да всплывшая подлодка – северные рубежи!

Сегодня запланирован визит на самую северную точку полуострова – мыс Немецкий.

Посмотрев на таблицу приливов/отливов (местами дорога идет практически по побережью) принято решение выезжать все равно! Не медля! Не взирая ни на какую таблицу!

Через полчаса езды к нашим двум УАЗикам присоединяется лоснящийся Круизер с Вологодскими номерами. Семейная пожилая пара нами была встречена накануне, шапочное знакомство получило продолжение. Володя с любимой женой и песиком путешествуют на машине сына, в прошлом году на обычной легковушке прошли перевал, но дальше разумно не сунулись, в этом Север опять приманил…

А дорога, «серою лентой вьющаяся», удивляет интенсивностью движения! Навстречу колонна, попутно колонна, обилие моделей и регионов!

Скалы, броды, тундра, заполярные вешки вдоль дороги, позволяющие зимой ориентироваться в глубоких сугробах.

Доехали.

Да, это крайний север! Даже по сравнению с нашим базовым лагерем природа здесь спит. Заросли вороники и вьющейся карликовой березы уступили место мхам и лишайникам. Камни, ветер, океан!

 

 

Продолжение следует)))